- Что такое стратегический менеджмент?
- Элементы стратегического менеджмента
- Стратегии менеджмента
- Стратегия диверсификации
- Этапы стратегического менеджмента
- Польза стратегического менеджмента
- Принципы стратегического менеджмента
- Инструменты стратегического менеджмента
- SWOT — анализ
- Gap — анализ
- Четырехугольный анализ
- Пять сил Портера
- PESTEL — анализ
- Как и где научиться стратегическому менеджменту
Что такое стратегический менеджмент?
Стратегический менеджмент — управление ресурсами фирмы, функция, определяющая долгосрочные цели и задачи. Комплекс мер способных улучшать жизнеспособность кампании относительно конкурентов.
Концепция стратегического менеджмента разработана еще в конце 60-х-начале 70-х годов прошлого века в Америке. Ученый И. Анософф обобщил теоретические работы А. Чандлера и смог сформулировать задачи стратегического менеджмента.
Задача менеджмента — долгосрочное развитие организации на рынке товаров или услуг в условиях внешних негативных воздействий и ближайших конкурентов.
Элементы стратегического менеджмента
- Отраслевой и организационный анализ. Проводится для анализа рынка товаров и услуг в той сфере, в которой работает компания. Задача- определить количество конкурентов, их возможности и пути развития собственной фирмы для борьбы с конкурентами.
- Формирование стратегии. Определяет долгосрочные способы и методы работы, направленные на развитие кампании с учетом работы конкурентов.
- Реализация стратегии.
- Наблюдение за процессом и контроль. Необходим для своевременного внесения изменений в планы с учетом конкретной обстановки на рынке сбыта товаров и услуг.
Стратегии менеджмента
Все типы стратегий менеджмента можно разделить разделяются на три группы:
- Корпоративные – определяет стратегии развития предприятия в целом и пути реализации глобальных целей.
- Бизнес-стратегии – отражают действия, которые необходимо предпринять чтобы повысить и удержать конкурентоспособности.
- Функциональные – отражают действия, которые необходимо предпринять для решения внутренних задач компании. Затрагивают такие сферы, как рекламу, производственные процессы, сотрудников и т.д.
Стратегия диверсификации
Определяет новые отрасли, выбирает наиболее интересные направления для развития компании. Сокращает риски, определяет новые направления.
Пути развития стратегии:
- Покупка готового бизнеса. Самый быстрый путь развития. В то же время и самый затратный. Основное в этом случае-определить время окупаемости бизнеса.
- Создание собственного бизнеса. Более длительный процесс. Требует правильной оценки ресурсов фирмы. Этот вид развития доступен компаниям, имеющим большой опыт работы в бизнесе и обладающим значительными ресурсами.
- Создание совместного бизнеса. Наиболее подходит для узких сфер бизнеса, имеющего высокие риски, либо для бизнеса в технологических отраслях.
Несвязанная диверсификация
Компания имеет несколько направлений работы (производство, транспортировка товаров, торговля). Возможно в тех случаях, когда головная фирма компании планирует работать в новой сфере бизнеса. Данный бизнес не имеет прибыли, но имеет к этому потенциал. В данном случае проще купить готовый бизнес и перестроить под него работу остальных компаний.
Функциональная
Формируется по основным видам деятельности. Это может быть: стратегия продаж, финансов, кадров. Детализирует корпоративную стратегию. Предназначена для решения основных целей. Обеспечение преимуществ среди конкурентов. Повышение прибыльности бизнеса.
Этапы стратегического менеджмента
Как и любая стратегия стратегический менеджмент имеет свои этапы разработки и реализации.
Анализ среды. Любая компания существует не в вакууме. Поэтому основная задача любого бизнеса отслеживать любые внешние воздействия, которые могут в той или иной мере воздействовать на деятельность бизнеса в том или ином направлении. Учитывается принятие новых законов, политика банков, работа конкурентов. Помимо внешнего анализа среды постоянно идет и анализ процессов внутри фирмы. Взаимодействие между различными отделами, эффективность работы сотрудников внутри отделов.
Позиционирование. Компания определяет свои цели внешней и внутренней политики. Это дает возможность покупателям выбирать ее товар среди конкурентов, а кандидатам выбирать работу, которая их устраивает.
Выработка стратегии. После анализа ситуации необходимо выработать стратегию. Она определит, каким образом фирма будет реализовывать свои цели.
Выработка стратегии включает:
- Выбор необходимы специалистов;
- Выбор технологии для решения задач;
- Определение необходимых показателей для определения успеха.
Польза стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент полезен для бизнеса. Реализация стратегических планов повышает прибыль компании, помогает завоевать новые сферы рынка производства, сбыта или услуг. Для работы с технологиями стратегического менеджмента в компании должен работать грамотный консультант по стратегии, либо директор по маркетингу.
Принципы стратегического менеджмента
Принцип перспективности. Стратегия не рассчитывается на короткий срок. Минимальный план развития составляется на пять лет. Большие компании разрабатывают планы еще на более долгие сроки. Все основные этапы планирования отражаются в настольных календарях сотрудников на весь период планирования, что положительно влияет на результат работы каждого.
Работа более мелких компаний в большей степени ориентирована на целевую аудиторию.
Целевая аудитория — люди, заинтересованные в продуктах конкретной компании, одной социальной группы, склонные к покупке или использованию продукта.
Принцип системности. Системность включает в себя весь комплекс мероприятий работы фирмы. Невозможно работать только с конкурентами, не учитывая остальные аспекты. План включает работу с сотрудниками, финансовое планирование и многие другие нюансы. Вся компания должна быть единой системой, способной быстро и адекватно реагировать на внешние изменения рынка. Система должна быть гибкой и адаптивной.
Принцип реализуемости.Один из основных принципов в работе. Цели необходимо ставить масштабные. В то же время они должны быть достижимыми. В противном случае сотрудники быстро утратят мотивацию к дальнейшей работе. Неправильно выстроенная стратегия способна принести больше вреда, чем пользы.
Принцип поэтапности.Весь стратегический план необходимо делить на системные маленькие задачи. Их необходимо систематически контролировать и корректировать под конкретные ситуации, не нарушая общую концепцию всего плана.
Принцип комплексности. Специалисты не строят свою работу, опираясь лишь на видимую часть проблем. В работе необходим полный анализ всех внешних и внутренних факторов, влияющих на работу компании. В дальнейшем это позволит избежать воздействия внешних негативных факторов и внутренних сбоев в работе кампании.
Инструменты стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент предоставляет ряд инструментов для принятия решений и снижения рисков компании.
SWOT — анализ
Это: S-strengths: сильные стороны. W-weaknesses: слабые стороны. O-opportunities: возможности. T-threats: угрозы.
Перевод подсказывает, что это метод объективной оценки ситуации. Включает оценка ситуации четыре параметра.
Анализ показывает текущую (сиюминутную, статическую) ситуацию на рынке и внутри компании. Он не учитывает изменений ситуации. При возникновении новых факторов все придется делать заново. Подходит только для оценки общих стратегий.
Gap — анализ
В переводе с английского-пробел. Позволяет сравнивать текущее положение дел с перспективным. Оценка текущего состояния показывает необходимый путь для достижения поставленных целей. В противном случае разрабатывается план по устранению пробелов. На пример. Упало качество производимой продукции. После изучения ситуации специалисты могут предложить один из путей выхода из ситуации-прохождение курсов повышения квалификации персоналом кампании.
Анализ показывает:
- Путь, развития кампании. Насколько она придерживается стратегии развития;
- Определить новые направления работы для достижения своих целей;
- При необходимости подкорректировать текущий план;
- Определить ошибки в работе фирмы.
Менеджеры проектов или бизнес-аналитики могут работать с использованием специальных программ стратегического менеджмента или использовать Excel, Google, Docs или блокнот.
Четырехугольный анализ
Определяет степень развития и состояния другого бизнеса. Потребности, намерения и стратегию. Показывает необходимые решения для завоевания рынка товаров или услуг.
Пять сил Портера
Определяет, что влияет на рентабельность рынка:
- Активность покупателей;
- Работа поставщиков;
- Работа действующих и возможных конкурентов;
- Угроза появления аналогичных, более дешевых товаров.
Подробный анализ каждой составляющей анализирует порядок дел в кампании. Данную методику целесообразно применять в комплексе с другими методиками.
PESTEL — анализ
Необходим для стратегического анализа в бизнесе. Анализирует влияние внешних факторов на бизнес.
- P-Politics: политика;
- E-Economics: экономика;
- S-Socio-culture: социум-культура;
- T-Technology: технологии;
- E- Ecological: экологичность;
- L- Legal: законность.
Методика необходима для изучения рынка при выводе собственных товаров или услуг. Она оценивает тенденции рынка, показывает на существующие риски.
Как и где научиться стратегическому менеджменту
Все зависит от наличия времени и желания.
Вариант 1. Поступить в высшее учебное заведение на очное или заочное отделение. В течение 4-5 лет окончить обучение и стать дипломированным специалистом.
Реализовывать главные направления стратегического менеджмента при решении возникающих проблем фирм и компаний.
Вариант 2. Гораздо быстрее окончить курсы. Обучаться можно только по предмету, поэтому это будет гораздо быстрее. Учиться можно в Сколково, на «Яндекс Практикуме».
Вариант 3. Пройти обучение по программе МВА. Это займет два года. Подойдет для руководителей среднего и высшего звена.
Уметь использовать модель риск-менеджмента-главное условие работы и развития на рынке каждой фирмы или компании. Это упрощает жизнь как руководителей, так и каждого отдельного сотрудника компании.